Ностальгия по настоящему

Великие музыканты «старой закалки», кого сегодня мы назвали бы old-school, остаются верными своему делу буквально до последней сыгранной ноты. Они творят каждый день, продолжая жить музыкой, инструментом, поиском новых звуков, и всякий раз находят их в гармонии с собой и теми людьми, с кем работают, играют, с кем разделяют сцену и овации благодарных зрителей. Таким был Георгий Гаранян.

Георгий Гаранян, по словам работавших с ним музыкантов, был и страстным альт-саксофонистом, и талантливым аранжировщиком и композитором, и непререкаемым бэнд-лидером. «Гаранян жил музыкой, он был очень увлеченный и преданный своему делу человек, – рассказывает ветеран оркестра и Заслуженный артист Кубани, альт-саксофонист Владимир Шаповалов. – Харизматичный лидер и требовательный учитель, на первое место он всегда ставил исполнительский профессионализм и человеческое отношение к каждому музыканту и к той музыке, которую мы играли». Леонид Ольховский, бессменный барабанщик, фундамент оркестра, вспоминает: «Георгий Арамович был удивительным человеком в профессиональном плане. Он мог сделать то, что мало кому удавалось: собрать музыкантов, имеющих очень слабое представление о джазе и никогда его не игравших, и за несколько месяцев превратить их в один из самых качественно звучащих, именно джазовых бэндов».

Человек, чью значимость в истории российской (советской) музыки второй половины ХХ века трудно переоценить, Гаранян был выдающимся деятелем культуры. Он во многом повлиял на судьбу джазовой музыки в России, был ярким представителем так называемого «советского джаза», создал один из самых слаженных и востребованных коллективов страны – ансамбль «Мелодия» – и основал один из немногих профессиональных джазовых оркестров России, который сегодня носит его имя, – Краснодарский Биг-Бэнд имени Георгия Гараняна. Буквально через три месяца после создания биг-бэнд с триумфом выступил в Москве на фестивале, посвященном памяти Джорджа Гершвина, и получил высочайшую оценку публики и столичных критиков.

Приняв от Олега Лундстрема, корифея советской сцены, джазовую эстафету – дирижерскую палочку мэтра – Георгий Гаранян с достоинством пронес ее по отведенному ему отрезку творческого пути. Сегодня она находится в надежных руках молодого, талантливого пианиста и дирижера Ильи Филиппова.

«Это большая честь, но и большая ответственность – стоять у руля такого высокопрофессионального коллектива, – говорит Илья Филиппов. – Гаранян поставил высокую планку в самом начале работы с биг-бэндом, передав колоссальный опыт и привив свой взгляд на джаз в классическом его понимании – аристократический американский свинг. Это во многом повлияло на становление оркестра, формирование ни на кого не похожего стиля игры, даже манеры разучивания материала. На мой взгляд, нам удается удерживать эту планку по сей день, потому что и ответственность перед Маэстро, и страсть к джазу стимулируют к развитию, работе над собой и над коллективом».

Сегодня Биг-Бэнд Гараняна продолжает развиваться. Под управлением Филиппова оркестр в течение уже двух лет успешно гастролирует, работает в студии и радует публику разнообразной и постоянно обновляющейся программой. Так, в 2013 году биг- бэнд отыграл десять аншлаговых концертов, каждый раз представляя слушателям новую музыку, аккомпанировал пяти солистам – инструменталистам и вокалистам – и участвовал в двух международных фестивалях – Tomsk Jazz Fest в Томске и GG Jazz II в Краснодаре.

Очередной сезон Краснодарский Биг-Бэнд Георгия Гараняна завершил 14 декабря программой SWINGIN’, в который раз доказав, что сегодня джаз понятен и интересен многим. Приглашенная вокалистка Карина Кожевникова, которую многие джазовые критики называют «русской Эллой Фицджеральд», под аккомпанемент оркестра продемонстрировала, как звучит настоящий джаз. Исполнив произведения «золотого века» свинга 1930–1940-х годов: авторские аранжировки Каунта Бейси и Дюка Эллингтона – музыканты поразили публику слаженностью игры, сочетанием музыкальности и техничности исполнения. Танцевальные ритмы «A-Tisket», «A-Tasket» Эллы Фицджеральд, лирические ноты «Unforgettable» Нэт Кинг Коула, живая и энергичная «Magic Flea» Каунта Бейси в подаче несбиваемой ритм-секции, а также знаменитые переклички групп духовых: саксофонов, тромбонов и труб – не оставили равнодушными зрителей, которые не отпустили оркестр без традиционного «на бис». «Черный» джазовый вокал Карины Кожевниковой, спокойный и мягкий в начале, раскрылся, когда певица почувствовала исходящую от зала энергетику и спела умиротворяющую и проникновенную «When Somebody Loves You», по- осеннему теплую «Makin’ Whoopee» и душевную «Foggy Day». Вечер прошел в лучших традициях старой джазовой оркестровой школы.

Каждый раз, когда Краснодарский Биг-Бэнд Георгия Гараняна выходит на сцену, будь-то камерный органный зал, небольшой джаз-клуб или тысячный музыкальный театр – духом джаза пропитан сам воздух. Исполняет ли оркестр впервые аранжированную для большого состава программу «Back to Soul», представляет ли на суд искушенной публики эксперименты с произведениями Пэта Мэтини, Мишеля Леграна, Боба Шеппарда, играет ли традиционный свинг Count Basie Orchestra или баллады Glenn Miller Orchestra или же, отдавая дань уважения гению Гараняна, вспоминает проверенный временем репертуар советского периода – погружаешься в атмосферу чего-то искреннего и настоящего, становишься частью музыкального таинства, чего часто не хватает на других концертах.

Казалось бы конвейерное исполнение джазовых стандартов вперемежку с душевными, интеллектуальными соло и включениями классических импровизаций позволяет услышать по-разному звучащий биг-бэнд, обладающий своей неповторимой манерой интерпретации джазовых произведений и поражающий умелым сочетанием техничности исполнения и искренности звучания. Синкопированные соло труб, свинговые биты ударных, слаженные переклички тромбонов и саксофонов, похожие на увлеченный спор, мелодичный аккомпанемент гитары и уверенные ритмы контрабаса – все это объединено в легкое, искреннее исполнение, за которым стоит невероятный труд и напряженная работа всего коллектива.

«Биг-Бэнд Гараняна – это живой, дышащий организм, – говорит художественный руководитель оркестра Илья Филиппов. – Биг-бэнд живо реагирует на перемены в составе, смену репертуара или руководства. Часто приходится справляться с житейскими проблемами: организовывать гастроли, подбирать новую программу, искать замену музыкантам, ушедшим из состава. К счастью, те воля и энтузиазм, которые вложил в свое детище Георгий Гаранян, помогают оркестру не просто существовать, а успешно развиваться. Молодые музыканты, которые приходят в коллектив, привносят свое видение музыки, экспериментируют со звуком, при этом свято чтут завет отца. Каноны старой школы незыблемы, но всегда остается место для творчества, для жизни».

Текст: Илья Федоров,
«Бочка», №1(6), январь 2014 г.